Университетская клиника с вертолетной площадкой, или Получит ли НМУ им. А.Богомольца современную базу для обучения врачей


racurs.ua ( http://racurs.ua/pages/umovi-obmezhenogo-vikoristannja-materialiv ): Будущие украинские врачи, мягко говоря, не всегда имеют возможность освоить новую аппаратуру, ознакомиться с современными методами лечения

В этой больнице вертолетную площадку на крыше воспринимают как должное — разве можно как-то по-другому доставлять пациентов, нуждающихся в экстренной помощи? Нам, украинцам, такие реалии еще трудно понять, но пациенты современной Центральной клинической больницы Вены (Allgemeines Krankenhaus der Stadt Wien-AKH) не платят за лечение из собственного кармана, поскольку имеют государственный страховой полис ( http://racurs.ua/1337-medstrahovka-dlya-vseh ). Венская больница — это университетская клиника, современный научно-практический комплекс, где созданы все отделения, какие только возможны в передовой медицине. В ее структуру входят 26 клиник и четыре исследовательских института. Будущие врачи имеют прекрасную возможность не только получать теоретические знания, но и сознательно подходить к специализации, знакомиться с последними разработками в медицинской сфере.

Для Украины создание университетских клиник — вопрос болезненный, не теряющий своей актуальности вот уже много лет. Будущие украинские врачи, мягко говоря, не всегда имеют возможность освоить новую аппаратуру, ознакомиться с современными методами лечения. Один из самых известных медицинских вузов нашей страны — Национальный медицинский университет им. А. Богомольца, который в этом году отмечает 175 лет со времени своего основания, — до сих пор не имеет собственной университетской клиники.

Об актуальности университетских клиник, «счастливых кафедрах» и венской клинике как достойном примере для подражания «Ракурс» разговаривал с Натальей Литвиновой, деканом медицинского факультета №2 ( http://nmu.ua/zagalni-vidomosti/fakultety/medychnyj-fakultet-2/ ), кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры хирургии №4 НМУ им. А. Богомольца ( https://euroosvita.net/index.php/?category=35&id=675 ).

— Наталья Юрьевна, объясните, пожалуйста, почему вопрос создания университетских клиник так актуален для Украины?


— Университетская клиника во всем мире является общепринятым форматом клиники, где есть базовые кафедры медицинского университета, то есть там учатся студенты и интерны. Это клиники с самыми передовыми технологиями, где преподаватели, студенты и интерны также приобщаются к научным исследованиям.

Сейчас Национальный медицинский университет им. А. Богомольца не имеет своей университетской клиники. НМУ насчитывает 89 кафедр, среди которых 53 клинических кафедры, которые расположены на 137 клинических базах, разбросанных по всему городу. Одна кафедра может иметь несколько клинических баз. Например, наша кафедра хирургии №4 имеет четыре клинических базы. Что такое клиническая база? Это значит, что мы заключаем соглашения с главным врачом медицинского учреждения о сотрудничестве, предоставлении помещений, технических возможностей студентам и преподавателям и т. п. То есть мы зависим от доброй воли главного врача. Совместная деятельность с указанными учреждениями регламентируется положением о клиническом лечебном учреждении, утвержденным Министерством здравоохранения, а также соглашениями медицинских учреждений и Университета, приказами управлений здравоохранения государственных администраций.

Есть кафедры, которым повезло: главный врач понимает, что кафедра — это наиболее движущий механизм, передовые технологии, и соответственно создаются хорошие условия для сотрудничества. Но бывают главные врачи, которые не хотят работать вместе с кафедрами, на этом фоне возникают конфликты. Есть еще один важный момент. Если Национальный медицинский университет подчинен Министерству здравоохранения — государству, то большинство больниц представляют собой коммунальную собственность, следовательно, подчинены местной общине. То есть для клиники финансово невыгодно с нами сотрудничать.

Единственный выход — создавать университетские клиники. Я стажировалась в Центральной клинической больнице Вены. Это университетская клиника — огромное здание почти в центре города, такой себе город в городе. Даже станцию метро спроектировали так, что по переходу можно попасть прямо в холл больницы. В клинике передовые технологии, функционирует 51 операционная, где ежегодно проводят почти 48 тыс. операций. Здесь делают пересадки почек, печени, сердца. Есть оперблок, палаты, диагностические, амбулаторные отделения, исследовательские лаборатории, где студенты и преподаватели выполняют свои экспериментальные работы, огромная библиотека, комнаты отдыха для врачей, читальные залы, часовни для представителей многих религиозных конфессий, рестораны и магазины... Причем это общедоступная больница — в клинике принимается только государственная страховка, следовательно, государство полностью контролирует процесс.

Удивительно, что когда-то эта больница возглавляла список безнадежных долгостроев. В респектабельной Австрии бушевали скандалы: строительство нового современного комплекса Центральной клинической больницы Вены растянулось на 20 лет. В начале 80-х скандал разразился на всю страну, и многие чиновники, обвиняемые в коррупции, вынуждены были уйти в отставку. Проблема сдвинулась с места, когда правительство осознало: чтобы город получил действительно современную эффективную больницу, решать задачи следует комплексно — проектировать, строить, оснащать и обслуживать объект должна одна структура.

Наконец в 1994 году были открыты новые корпуса больницы. Сейчас Центральная клиническая больница Вены — одна из крупнейших и самых авторитетных клиник не только Европы, но и всего мира. В больнице есть вертолетная площадка и возможность перевозить самолетами бригады врачей по всей Европе (мне пришлось летать вместе с бригадой по трансплантации сердца). Самолеты больница заказывает по принципу чартера, как такси. То есть медучреждение располагает такими деньгами, что может себе это позволить, принимая только пациентов с государственной страховкой.

— Какие варианты решения вопроса о создании университетской клиники НМУ рассматривались? Известно, что среди претендентов на получение статуса университетской клиники была Александровская больница, история которой в определенной степени перекликается с Центральной больницей Вены: обе в свое время были созданы как медучреждения для бедных и по указу монарха.

— Было бы исторически справедливо, если бы университетской клиникой стала Александровская клиническая больница, ведь там уже есть много кафедр нашего университета. Больница в свое время была построена как клиническая база для студентов медицинского факультета Университета св. Владимира и медучреждение для бедных. Богатые тогда лечились дома, а больницы для бедных как раз служили для того, чтобы студенты их посещали, лечили и учились.

Первая попытка создать университетскую клинику НМУ состоялась три года назад. Но мы столкнулись с огромным сопротивлением. Для того чтобы Александровскую больницу передать нашему медицинском университету, нужно было перевести учреждение из коммунальной формы собственности в государственную. Препятствием стал главный врач, который собрал всех сотрудников больницы (даже санитарок) на собрание, где большинство работников поставили подписи на письме в администрацию города против этого.

Последняя попытка состоялась недавно. И. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун обещала передать нам клинику водников
(в настоящее время — Республиканская клиническая больница Минздрава. — Ред.), там есть база двух наших кафедр, и коллектив в принципе был не против. Насколько я знаю, не против была и администрация учреждения. Но несколько дней назад был подписан приказ — эту больницу отдают под реабилитацию.

Как по мне, наиболее приемлемым вариантом для создания университетской клиники была бы больница «Феофания». Мне кажется, что ведомственная медицина — это пережиток прошлого. Наши депутаты не должны лечиться в отдельных больницах, тем более что большинство из них вообще ездят для этого за границу.

В этой больнице есть много современной аппаратуры, что также является важным фактором (например, в 2012 году «Феофания» купила за 32 млн грн первый в мире 4D-компьютерный томограф Toshiba TSX-301 A/2С AQUILION ONE (640-срезовый), который не имел аналогов на медицинском рынке. — Ред.).

Если взять за образец венскую больницу, то там есть общежития для тех, кого они приглашают на работу. У «Феофании» тоже есть здания, где мы могли бы сделать университетский городок для студентов. Если бы студенты жили при клинике — это было бы прекрасно!

Хочу подчеркнуть, что если мы хотим, чтобы Национальный медицинский университет входил в рейтинг лучших вузов мира, жизненно необходимо иметь современную базу для обучения. Мы обращались ко всем министрам здравоохранения по поводу создания университетской клиники, но пока все попытки были тщетными. После Революции достоинства появилась надежда, что решение проблемы наконец-то сдвинется с места, но прошло три года, а вопрос все еще остается актуальным.

Сегодня наши преподаватели открыты миру, мы печатаемся в мировых изданиях, мы докладываем на международных конференциях, но нам негде внедрять передовые медицинские достижения. Даже вопрос ремонта не в нашей компетенции, ведь закон прямо запрещает ремонтировать здание больницы. Мы не можем использовать на улучшение своих баз деньги, которые университет зарабатывает. С другой стороны, мы также не можем ничего нового внедрять без одобрения главного врача. Но работать в ободранных стенах невозможно, поэтому подавляющее большинство кабинетов ремонтируется на деньги преподавателей.

— Есть ли в Украине положительные примеры для подражания — университетские клиники, которые можно рассматривать как образец?

— Такой пример есть. Пилотная университетская клиника в Украине была создана при Одесском национальном медуниверситете (открыта в 2004 году). Она позволила под одной крышей объединить врачебные, педагогические и научные силы. Деятельность этой клиники реализуется в трех главных направлениях: оказание медицинской помощи, подготовка студентов-медиков и последипломная подготовка врачей, научная работа. Сейчас в клинику входят поликлиника, стационар и диагностический центр, на базе учреждения размещены ведущие кафедры вуза, а консультационный прием ведут сотрудники кафедр.

Делегация нашего университета при участии ректора, проректоров, деканов, интернов, студентов год назад посетила это учреждение, мы надеялись перенять опыт и применить лучшие наработки Одесского университета для создания собственной университетской клиники, но...

На сегодняшний день наш коллектив энтузиастов администрации и студенчества НМУ не оставляет попыток реализовать долгожданный проект. Надеюсь, что при поддержке медицинского сообщества, СМИ и пациентских организаций, с которыми мы тесно сотрудничаем, нам удастся создать университетскую клинику, способную достойно представить нашу страну среди других клинических учреждений мира, которой сможем гордиться не только мы, но и вся Украина.




Додатково:


Головний редактор міжнародного рейтингу Webometrics вперше відвідав Україну ( https://euroosvita.net/index.php/?category=1&id=4961 ) (В НМУ імені О.О.Богомольця відбувся Круглий стіл “Посилення конкурентних можливостей українських вишів у світовому освітньому просторі: аналіз і план дій”)




Огигінал новини «Университетская клиника с вертолетной площадкой, или Получит ли НМУ им. А.Богомольца современную базу для обучения врачей» - https://euroosvita.net/index.php/?category=1&id=4994
«Євро Освіта»  - https://euroosvita.net/index.php